|
Нандалал Боз |
То, о чем ниже пойдет речь, взято из дневника Маявати от
20 июня 1942 г. Художник Нандалал Боз вместо чтения лекции предпочел отвечать
на вопросы. Для этого около четырех часов пополудни в Голкамре была
организована встреча. Все, кто смог прийти на лекцию, были, безусловно,
вознаграждены за это. Все вопросы и ответы были тщательно подобраны и
записаны Бр. Сатьякришной (ныне уважаемый Свами Атмастанандаджи Махарадж) в
виде статьи «Философия Искусства и Вера Художника».
Для художника, искусство – это выражение Ананды,
радости в сочетании с блаженством. Существует несколько ступеней раскрытия
искусства. Проявление художника постепенно становится всеобъемлющим, более
живым и естественным, по мере постижения духа искусства проникая все глубже и
глубже в его объект и все более сливаясь с ним. В конце концов, художник
растворяется в своем искусстве и познает суть всех вещей. Но нередко эскизы и
картины (хотя художник и желал бы максимальной точности) не передают
индивидуальности предмета. Это происходит потому, что художник не может
слиться с предметом, не может отождествить себя с ним.
Искусство – точная наука. Это не просто игра
воображения или приятное времяпрепровождение ради собственного удовольствия. Искусство
– это созидание. Для его формирования необходимы три составляющие –
самобытность, природа и традиция. Искусство мертво без какой-либо из них. Оно
развивается должным образом только тогда, когда все они собраны в единое
органичное целое. Это подсознательная математика искусства. Пропорции и
гармония эскиза говорят о наличии этого качества в художнике. Хотя даже сама
мысль об изучении всех этих математических углов вызовет у художника протест.
Очень часто общество и этика подвергают
сомнению искусство: Может ли искусство существовать отдельно от нравственности?
Искусство ради самого искусства? В искусстве нет понятий хорошего и плохого,
морального и аморального. Сухой лист, увядающая роза, умирающий человек,
безжизненная пустыня - вызывают в художнике такое же восхищение, как и
зеленый лист, распускающийся бутон розы, наивность юности, журчащий ручеек и
наполненные смехом детворы просторы. Художник повсюду видит лишь Божественную
Суть. У него особый взгляд на мир, творческое сердце и ум. Там, где простой
человек видит обыкновенные или предосудительные вещи, художник пребывает в
безмолвии, потерянный в непостижимой радости, во всем улавливая божественный
ритм и красоту. Для него нет хорошего или плохого, нравственного или
безнравственного. Все, что он видит, – это лишь великолепие и восторг.
Художники находятся на таком уровне
восприятия, куда не в состоянии проникнуть простая человеческая слабость.
Чтобы пояснить взгляд художника на искусство, можно привести следующую
аналогию. Бог создал наш мир полным добра и зла, радости и печали, света и
тьмы и, несмотря на все противоположности и конфликты, заложенные в Его
творении, все же наслаждается своей Лилой, или Божественной Игрой, и
одновременно беспристрастен ко всему. Подобно этому, истинный художник
создает огромное количество различных образов, которые по-разному
воспринимаются разными людьми, но для самого художника являются источником
невыразимой радости. Художник - наблюдатель своего творения, он наслаждается,
но не связывает им себя. Искусство не нарушает этику человека, равно как и истинный
художник не разрушает изначальную чистоту человека. Искусство открывает новые
грани видения людям. Оно возвышает человеческий ум, более того, оно побуждает
человека к развитию и зажигает в нем божественный свет. Искусство, которое не
наполняет человека духовностью, не делает его благородным и возвышенным, не
одухотворяет его - не искусство в истинном понимании этого слова. Оно не
более чем развлечение.
Истинный художник верит, что Бог, Существование
– Знание – Блаженство, постижим так же и посредством искусства. Как только
эта вера начинает превалировать, никакой истинный художник не может более
ограничивать себя простой передачей оттенков. Для безупречного художника
образ Будды и былинка травы имеют одинаковую ценность. Они не одинаковы
только благодаря их внешней красоте. Художник стремится к внутреннему
единству, лежащему в основе различных аспектов природы. Он так же пытается
найтиЧайтанья-Ананда-Сат, которое стоит за всеми этими проявлениями.
Некоторые философы говорили, что размышление
вырастает в философию, а философия доводится до совершенства в поэзии. И есть
художники, которые верят, что кульминацией искусства является высшее познание
человека, что, в свою очередь, является целью религии. Искусство и религия –
не два полярно противоположных друг другу явления. Они как две
сестры-добродетели человека. Искусство пытается постичь Сатьяни-Шивам-Сундарам,
которое также является целью религии.
Нандалал Боз
Перевод Ольги Третьяковой
|
|