Максимилиан Волошин - один из ярких представителей творческих личностей
"серебряного века". Русский поэт с репутацией "строгого
парнасца", мужественный и сильный, с простым и мудрым словом. Философ,
переводчик и художник-пейзажист, живописец и влиятельный литературный критик,
искусствовед, писавший о русском и французском изобразительном искусстве,
заметная фигура в литературном процессе. Его книга избранных статей о культуре
"Лики творчества" имела большой успех. Париж стал для него
своеобразной ретортой, в которой недавний социалист и недоучившийся студент
превратился в европейца и эрудита - литературоведа и искусствоведа, символиста
в поэзии и анархиста в политике. Ученик французских мэтров, он всегда был душой
и помыслами вместе с Россией, для которой всегда находил в своем творчестве
пронзительные и точные слова, проникавшие в самое сердце.
Кроме техники слова овладевал техникой карандаша и кисти.
Живописью Волошин занялся чтоб судить о живописи на профессиональном уровне, но
оказался даровитым художником. Создал множество акварелей, которые составили
его "Коктебельскую сюиту".К своим картинам он делал поэтические
надписи: «Твой влажный свет и матовые тени дают камням оттенок бирюзы», «В
шафранных сумерках лиловые холмы», «Тонко вырезаны дали, смыты светом облака».
Эти надписи передают больше представление об акварели и настроение, чем
реальный пейзаж. Эти гармоничные, мягкие приглушенные краски и линия морского
горизонта, облака в пепельном лунном небе создают какой-то колдовской настрой.
Остаток жизни Волошин провел в Коктебеле, где создал приют для художественной интеллигенции, "Дом поэта" как его называли, который стал островком тепла и света, отдыхом от суеты больших городов для травмированных и выброшенных из жизни. Здесь они находили бесплатный кров, чуткого и радушного хозяина, насыщенное общение с себе подобными. И здесь они все были равны: живописец и писатель, пианист и балерина, философ, педагог или переводчик, юрист или актёр. Единственное, что требовалось от каждого - это радостное восприятие жизни и любовь к людям.
Портрет
Я вся — тона жемчужной акварели,
Я бледный стебель ландыша лесного,
Я легкость стройная обвисшей мягкой ели,
Я изморозь зари, мерцанье дна морского.
Там, где фиалки и бледное золото
Скованы в зори ударами молота,
В старых церквах, где полет тишины
Полон сухим ароматом сосны, —
Я жидкий блеск икон в дрожащих струйках дыма,
Я шелест старины, скользящей мимо,
Я струйки белые угаснувшей метели,
Я бледные тона жемчужной акварели.
Остаток жизни Волошин провел в Коктебеле, где создал приют для художественной интеллигенции, "Дом поэта" как его называли, который стал островком тепла и света, отдыхом от суеты больших городов для травмированных и выброшенных из жизни. Здесь они находили бесплатный кров, чуткого и радушного хозяина, насыщенное общение с себе подобными. И здесь они все были равны: живописец и писатель, пианист и балерина, философ, педагог или переводчик, юрист или актёр. Единственное, что требовалось от каждого - это радостное восприятие жизни и любовь к людям.
Портрет
Я вся — тона жемчужной акварели,
Я бледный стебель ландыша лесного,
Я легкость стройная обвисшей мягкой ели,
Я изморозь зари, мерцанье дна морского.
Там, где фиалки и бледное золото
Скованы в зори ударами молота,
В старых церквах, где полет тишины
Полон сухим ароматом сосны, —
Я жидкий блеск икон в дрожащих струйках дыма,
Я шелест старины, скользящей мимо,
Я струйки белые угаснувшей метели,
Я бледные тона жемчужной акварели.
Ольга Смирнова (Специально для www.RussianArtinSacramento.com)