Путь художника

Искусство живое и мёртвое

Меня в последнее время стали довольно часто просить прокомментировать или оценить с точки зрения творческих достоинств то или иное произведение, картину, художника и тому подобное. Я, со своей стороны, ухожу, по мере сил, от оценки труда моих коллег по цеху, поскольку каждый, кто тратит жизнь на чистое творчество, на извлечение истины, стремясь к идеалу, достоин всяческого уважения, и я не считаю себя в праве комментировать их труд. Кого-то ругать или хвалить, нет уж, слуга покорный. Они сами себе цену знают, чего лишний раз нарываться. Что до меня, то я поделюсь тем, что сам умею и вижу.

    При контакте с живописью, с картинами для себя различаю и определяю главное, это произведение живое или мёртвое, пульсирует ли в нём живая «кровь» вдохновения и таланта автора, сотворившего этот образ, или нет. Мне могут возразить, для одного зрителя произведение мертво, для другого живо и наоборот. Нет, живое – это живое, а мёртвое – это мёртвое! И, кто говорит на жизнь, что это смерть, скорее сам живой покойник или ещё не разобрался. Примеров можно привести очень много в разные исторические эпохи: это и приход импрессионистов, наши передвижники, нонконформисты и т. д., иными словами окончание застоя и нарастание жизни. Однако в обществе всегда делили искусство на живое и мёртвое, имея в виду примитивный взгляд на тему, «реалистично, значит живо, всё остальное вон с глаз «просвещённых» ценителей». Этот обывательский взгляд в корне неверен и порочен! К примеру, сейчас особым нападкам подвергается «Чёрный квадрат» Малевича. Как это неверно! Кто это делает, духовно слеп и не имеет воображения. Для меня это произведение образ космоса, в котором не счесть живых миров. Это не конец, как думают твердолобые потребители, но новое, ослепительное начало жизни! Человечество большее время своей жизни духовно мертво. И время от времени приходят художники, в самом широком смысле слова, чтобы остальные люди ожили. Потом всё опять затягивается «бурой тиной», до нового осуществления, до нового появления «Прометеев», осуществляющих план Бога в отношении нас смертных. Поэтому миссия настоящих художников возвышенна и благородна, при жизни, как правило, никаких благ, кроме ругани, непонимания и травли. Мастерам на это давно наплевать!
    Сейчас появилось великое множество самодеятельных живописцев, поэтов и писателей. Это говорит о духовном голоде общества, с которым не справляются ни СМИ, ни «профессионалы» советского времени, ни образ шестидесятников, ни концептуалисты, ни шоу разных стран, привитых на нашей земле. О великой отечественной и зарубежной классике пока речи нет, она не востребована, это будущее. Всех «новейших гениев» пригрел Интернет, у кого он есть. Но закон для всех один, будь то реальная жизнь или виртуальная, если ты творчески и профессионально слаб, дело твоё «табак», наглость здесь не поможет. Этих ребят я оценивать не возьмусь, пусть не обижаются. Им самим, и только самим, необходимо разобраться в себе и в своей работе, учиться сравнивать и понимать.
Время всё поставит на своё место, но будет жаль, если столько лет потрачено «псу под хвост»! Пытаться понять величие другого мастера, пойти в ученики, чтобы затем преодолеть поставленную планку творчества, вот это я понимаю, дело. Нынешняя тенденция незрелых авторов просто копировать компьютерную графику вызывает сочувствие и жалость. По-моему, это новомодная болезнь, рождённая технической «революцией» и только. Но, верю, пройдя этот мёртвый путь, творящий захочет большего, а именно жизни живой, во всех её проявлениях, особенно в творчестве.
    Смотрите! Мир, как будто окропили мёртвой водой, такое впечатление складывается сегодня. Но не страшно, это, как в русских сказках, сначала – мёртвой водой, для обретения плоти, затем – живой, и мир продолжается во всём своём многообразии. Ныне происходит обретение духовной плоти для творчества и новых воплощений. Сказка воистину становится былью! И это работа художников! Но что делать художнику, если он прошел уже этот путь и для него открыта жизнь живая, он видит и выражает её через своё творчество, а вокруг «зомби» непонимающие. Вот такой, братцы, его крест! Так что, если пока не понимаете, то лучше помолчите, придёт время и вы обретёте от трудов его.
    Сегодня многие картины похожи на хорошо убранный, украшенный и раскрашенный труп, готовый к погребению. Всё закончено к последнему действию, всё предсказуемо. В живой же картине предсказуемого не может быть, ведь и в жизни не знаешь, что будет через мгновенье. Так в подлинном искусстве нельзя говорить о законченном и свершившемся, но только возможно ощутить полёт творческого гения автора, делающего произведение не доступным времени! И это на все времена!
    Жизнь всегда индивидуальна, смерть же безлика, но масштабна. Именно на масштабности смерти базируется нынешняя массовая «культура» и прочая ей подобная чехарда. Надо понимать, что жизнь на картине не есть жизнь вокруг нас, но жизнь лучшая, по индивидуальному мнению автора. Хотите верьте, хотите нет.
    Хочу сказать, вот ещё о чём. Древние греки говорили: «Когда мы были беднее красками, мы были богаче искусством». По-моему, и это на все времена! Ныне, когда «надстройка», в виде несчётного количества художественных материалов, экранов, мерцающих на все лады, кино и фото, обещающих лёгкое потребление, кажется, погребла под собой последние ростки человеческого индивидуализма, художнику в противовес просто необходимо ограничивать себя во всём, кроме творчества. Это единственный путь к совершенству, к сохранению собственной неповторимой личности. Своё слово можно сказать, работая на идеал, почти не замечая при этом себя, перемешивая на палитре не краски, а саму природу вещей и явлений, создавая свой неповторимый мир, становясь соратником Бога! Говорят, ему понадобился только один материал для сотворения мира! Нынешнее время экранных, гламурных «академий» – только узы на ногах художника, если он это замечает. И последнее, к зрителям.   Всем настоятельно рекомендую ходить в музеи и на выставки, а также в мастерские художников, где создаются новые миры, полные жизни и надежды, на которые не грех и взглянуть.»
Андрей Киргизов