Меня в последнее время стали довольно часто просить прокомментировать или
оценить с точки зрения творческих достоинств то или иное произведение, картину,
художника и тому подобное. Я, со своей стороны, ухожу, по мере сил, от оценки
труда моих коллег по цеху, поскольку каждый, кто тратит жизнь на чистое
творчество, на извлечение истины, стремясь к идеалу, достоин всяческого
уважения, и я не считаю себя в праве комментировать их труд. Кого-то ругать или
хвалить, нет уж, слуга покорный. Они сами себе цену знают, чего лишний раз
нарываться. Что до меня, то я поделюсь тем, что сам умею и вижу.
При контакте с живописью, с картинами для себя различаю и
определяю главное, это произведение живое или мёртвое, пульсирует ли в нём
живая «кровь» вдохновения и таланта автора, сотворившего этот образ, или нет.
Мне могут возразить, для одного зрителя произведение мертво, для другого живо и
наоборот. Нет, живое – это живое, а мёртвое – это мёртвое! И,
кто говорит на жизнь, что это смерть, скорее сам живой покойник или ещё не разобрался.
Примеров можно привести очень много в разные исторические эпохи: это и приход
импрессионистов, наши передвижники, нонконформисты и т. д., иными словами
окончание застоя и нарастание жизни. Однако в обществе всегда делили искусство
на живое и мёртвое, имея в виду примитивный взгляд на тему, «реалистично,
значит живо, всё остальное вон с глаз «просвещённых» ценителей». Этот
обывательский взгляд в корне неверен и порочен! К примеру, сейчас особым
нападкам подвергается «Чёрный квадрат» Малевича. Как это неверно! Кто это
делает, духовно слеп и не имеет воображения. Для меня это произведение образ
космоса, в котором не счесть живых миров. Это не конец, как думают твердолобые
потребители, но новое, ослепительное начало жизни! Человечество большее время своей
жизни духовно мертво. И время от времени приходят художники, в самом широком
смысле слова, чтобы остальные люди ожили. Потом всё опять затягивается «бурой
тиной», до нового осуществления, до нового появления «Прометеев»,
осуществляющих план Бога в отношении нас смертных. Поэтому миссия настоящих
художников возвышенна и благородна, при жизни, как правило, никаких благ, кроме
ругани, непонимания и травли. Мастерам на это давно наплевать!
Сейчас появилось великое множество самодеятельных
живописцев, поэтов и писателей. Это говорит о духовном голоде общества, с
которым не справляются ни СМИ, ни «профессионалы» советского времени, ни образ
шестидесятников, ни концептуалисты, ни шоу разных стран, привитых на нашей
земле. О великой отечественной и зарубежной классике пока речи нет, она не
востребована, это будущее. Всех «новейших гениев» пригрел Интернет, у кого он
есть. Но закон для всех один, будь то реальная жизнь или виртуальная, если
ты творчески и профессионально слаб, дело твоё «табак», наглость здесь не
поможет. Этих ребят я оценивать не возьмусь, пусть не обижаются. Им самим, и
только самим, необходимо разобраться в себе и в своей работе, учиться
сравнивать и понимать.
Время всё поставит на своё место, но будет жаль, если
столько лет потрачено «псу под хвост»! Пытаться понять величие другого мастера,
пойти в ученики, чтобы затем преодолеть поставленную планку творчества, вот это
я понимаю, дело. Нынешняя тенденция незрелых авторов просто копировать
компьютерную графику вызывает сочувствие и жалость. По-моему, это новомодная
болезнь, рождённая технической «революцией» и только. Но, верю, пройдя этот
мёртвый путь, творящий захочет большего, а именно жизни живой, во всех её проявлениях,
особенно в творчестве.
Смотрите! Мир, как будто окропили мёртвой водой, такое
впечатление складывается сегодня. Но не страшно, это, как в русских сказках,
сначала – мёртвой водой, для обретения плоти, затем – живой, и мир продолжается
во всём своём многообразии. Ныне происходит обретение духовной плоти для
творчества и новых воплощений. Сказка воистину становится былью! И это работа
художников! Но что делать художнику, если он прошел уже этот путь и для него
открыта жизнь живая, он видит и выражает её через своё творчество, а вокруг
«зомби» непонимающие. Вот такой, братцы, его крест! Так что, если пока не
понимаете, то лучше помолчите, придёт время и вы обретёте от трудов его.
Сегодня многие картины похожи на хорошо убранный, украшенный
и раскрашенный труп, готовый к погребению. Всё закончено к последнему действию,
всё предсказуемо. В живой же картине предсказуемого не может быть, ведь и в
жизни не знаешь, что будет через мгновенье. Так в подлинном искусстве нельзя
говорить о законченном и свершившемся, но только возможно ощутить полёт
творческого гения автора, делающего произведение не доступным времени! И это на
все времена!
Жизнь всегда индивидуальна, смерть же безлика, но масштабна.
Именно на масштабности смерти базируется нынешняя массовая «культура» и прочая
ей подобная чехарда. Надо понимать, что жизнь на картине не есть жизнь вокруг
нас, но жизнь лучшая, по индивидуальному мнению автора. Хотите верьте, хотите
нет.
Хочу сказать, вот ещё о чём. Древние греки говорили: «Когда
мы были беднее красками, мы были богаче искусством». По-моему, и это на все
времена! Ныне, когда «надстройка», в виде несчётного количества художественных
материалов, экранов, мерцающих на все лады, кино и фото, обещающих лёгкое
потребление, кажется, погребла под собой последние ростки человеческого
индивидуализма, художнику в противовес просто необходимо ограничивать себя во
всём, кроме творчества. Это единственный путь к совершенству, к сохранению
собственной неповторимой личности. Своё слово можно сказать, работая на идеал,
почти не замечая при этом себя, перемешивая на палитре не краски, а саму
природу вещей и явлений, создавая свой неповторимый мир, становясь соратником
Бога! Говорят, ему понадобился только один материал для сотворения мира!
Нынешнее время экранных, гламурных «академий» – только узы на ногах художника,
если он это замечает. И последнее, к зрителям. Всем настоятельно рекомендую
ходить в музеи и на выставки, а также в мастерские художников, где создаются
новые миры, полные жизни и надежды, на которые не грех и взглянуть.»
Андрей Киргизов