«Художник, поэт, творец тем и интересен, тем и необходим
обществу, что стоя чуть в стороне, лучше видит, острее чувствует… Не стоит его ругать, за то, что иной раз заполошно орёт: «Вы куда,
православные»!.. В этом как раз и состоит его социальная роль. В этом видна на
нём печать Божья, как на юродивом, коих во все времена почитали, побаивались и
– борони Бог! – не обижали…» «Пусть живут вольно. Болтают о чём угодно. Вреда от этого не будет, польза же
случиться может… Среди художников и поэтов, на тысячу и в самом деле, получается – некоторые
рождаются пророками… Так, что – Да здравствует искусство ради искусства!..»
Олег Белоусов
Стандартный ответ, что художник это в некотором роде пророк,
который способен предвидеть будущее и подсказывать людям нестандартные решения
(до которых не додумалась наука), способен вызвать только насмешку в наши дни.
Было бы слишком хорошо, если бы общество возглавляли художники-пророки.
Во-первых, их стало слишком много, чтобы им претендовать на
ведущую роль. Давно миновали времена, когда на отрезке длиною в тысячелетие
пророков рождалось раз, два и обчелся: Моисей, Илья, Исайя – и все! Теперь их
миллионы! И каждый норовит навечно остаться в памяти потомков.
Во-вторых, какой же высоко стоящий руководитель, директор,
предприниматель станет прислушиваться к мнению каких-то художников! Неужели он
когда-нибудь согласится с тем, что художник видит лучше его!? Неужели практик
может что-то хуже знать, чем какой-то далекий от производства творческий
человечек!
А в-третьих, о чем пророчить? Древние пророки те хоть
пророчили пришествие Христа, что однажды, мол, придет Мессия, который спасет
человечество. Действительно, было о чем кричать! Но вот Он пришел, спас, и
больше пророчить вроде бы не о чем! Что еще в будущем можно ждать? Может быть,
художники нужны, чтобы пророчить конец света? Орать, что если так дальше
пойдет, то наступит всеобщий капут!
Ну, однако и разделение ролей! Одни губят мир, а другие об
этом кричат, и таким образом как будто бы оттягивают конец света. Нет, господа, все это ерунда, юродство какое-то. Давайте
серьезно. Социальная роль художника огромна, однако большинство людей
в настоящее время ее почему-то отрицают. Я бы сравнил эту роль с добыванием
энергии. Подобно тому как наша экономика питается нефтью, газом и другими природными
ресурсами, так наше общество питается творческой энергией, которую плохо или
хорошо добывают наши художники. Питаться-то оно, конечно, питается, да не знает
об источнике ничего.
Художников можно разделить на три большие категории:
- писатели и поэты
- музыканты и актеры
- собственно художники
Для каждой категории своя особая социальная роль.
Я думаю, это понятно всем, что творчество существует не для
творчества, а для выработки особой творческой энергии. Эта творческая энергия
движет обществом, помогает преодолевать все общественные конфликты,
противоречия, кризисы и т.д. Также и из настоящего кризиса общество вылезет за
счет художников. Творческая энергия – это двигатель и залог развития общества.
Три категории художников, которые я упомянул, определяют и
три способа передачи творческой энергии от художника к не художникам, для
которых эта творческая энергия становится жизненной энергией.
1-й и самый неэффективный способ – поэт или писатель вещает,
а люди к нему прислушиваются, как к пророку, и на основании этого развивают
собственные идеи.
2-й, более эффективный способ – музыкант играет и вдохновляет
своей игрой других на преодоление жизненных трудностей, на героизм, на
энтузиазм. При этом художник-музыкант, как бы, работает в коллективе, в
сообществе, и отдает сообществу свою избыточную духовную силу. Так египтяне
строили пирамиды. Невозможно было бы сдвинуть эти каменные громады, если бы
строители не пели свои гимны.
3-й,самый эффективный способ – художник накачивает
творческой энергией самого себя, чтобы самому организовать производство, быть
руководителем предприятия и учить жизни других.
Если посмотреть под таким углом, то вопрос “Зачем обществу
художники?” не покажется больше вздорным. Нашему обществу нужна творческая
энергия. Общество не может функционировать без художников, подобно тому как
всякая машина, самолет или трактор не может функционировать без топлива. Без
художников, без их творчества общество скатывается в дикое состояние, которое
невозможно назвать обществом – каждый за себя, за свою группу, за своего
начальника – такое общество, лишенное духовной энергии, невозможно организовать.
Их можно только принудить, как рабов.
Нам не шедевры нужны, не поэмы – надо чтоб люди творили. Как потом энергия распределяется внутри общества, это уже другой вопрос.
Источник © Copyright: Флорио Фаустино, 2009»