Гений или безумец? Обыватели считают гения безумцем, так как он утверждает то, чего никто понять не может. Но он и сам ощущает, что находится постоянно на грани безумия и нормы, так как постоянно «проходит над бездной», пытается понять и осветить пока еще непонятное и недоступное человеческому рассудку.
Согласно Юнгу есть два типа творчества: психологический и визионерский. Психологический тип доступен самому обычному человеческому сознанию – его жизненный опыт, страстные переживания, его человеческая судьба. Феномены, изображаемые силой художественной экспрессии, помещены в самый центр читательского сознания и пробуждают его к большей ясности и большей последовательной человечности.
Речь здесь идет о бесконечно повторяющихся скорбях и радостях людских и всё убедительно объясняет себя. Подобный вид художественного творчества Юнг называет психологическим, именно по той причине, что он постоянно находится в границах психологически понятного.
Что же касается визионерского искусства – это совсем другое дело. Здесь все обстоит иначе. Материал, который подвергается художественной обработке, ничего привычного в себе не имеет, а исходит из бездны дочеловеческих веков или же из миров сверхчеловеческого естества и состоит из неких первопереживаний какого-то демонически-гротескного свойства, которое не оставляет ничего от человеческих ценностей и являет собой жуткий клубок извечного хаоса. Оживают ночные сновидения и страхи, жуткие предчувствия самых тёмных уголков души. Примером может быть вторая часть «Фауста», рисунки и стихотворения Блейка, произведения Вагнера, поэтическое косноязычие Бёме и т.д.
Искусство – это творчество символическое, а не буквальное, так как человек не может заменить собой Бога. Но тем не менее в искусстве всегда существовала идея реального изменения мира силами искусства – идея теургии.
Согласно Юнгу есть два типа творчества: психологический и визионерский. Психологический тип доступен самому обычному человеческому сознанию – его жизненный опыт, страстные переживания, его человеческая судьба. Феномены, изображаемые силой художественной экспрессии, помещены в самый центр читательского сознания и пробуждают его к большей ясности и большей последовательной человечности.
Речь здесь идет о бесконечно повторяющихся скорбях и радостях людских и всё убедительно объясняет себя. Подобный вид художественного творчества Юнг называет психологическим, именно по той причине, что он постоянно находится в границах психологически понятного.
Что же касается визионерского искусства – это совсем другое дело. Здесь все обстоит иначе. Материал, который подвергается художественной обработке, ничего привычного в себе не имеет, а исходит из бездны дочеловеческих веков или же из миров сверхчеловеческого естества и состоит из неких первопереживаний какого-то демонически-гротескного свойства, которое не оставляет ничего от человеческих ценностей и являет собой жуткий клубок извечного хаоса. Оживают ночные сновидения и страхи, жуткие предчувствия самых тёмных уголков души. Примером может быть вторая часть «Фауста», рисунки и стихотворения Блейка, произведения Вагнера, поэтическое косноязычие Бёме и т.д.
Искусство – это творчество символическое, а не буквальное, так как человек не может заменить собой Бога. Но тем не менее в искусстве всегда существовала идея реального изменения мира силами искусства – идея теургии.