
Сам я, школьником-выпускником впервые увидев в альбоме
репродукцию знаменитой картины Босха
"Сад земных наслаждений" , почему-то сразу
вспомнил хрестоматийный сон Татьяны из пушкинского «Евгения Онегина»:
«...Сидят чудовища кругом:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравль и полукот.
Еще страшней, еще чуднее:
Вот рак верхом на пауке,
Вот череп на гусиной шее
Вертится в красном колпаке...»
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравль и полукот.
Еще страшней, еще чуднее:
Вот рак верхом на пауке,
Вот череп на гусиной шее
Вертится в красном колпаке...»
Уже в прошлом веке сюрреалисты нарекли Босха «почетным
профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего
времени». Мало того, его назвали предтечей Сальвадора Дали. Великий испанец,
хотя и объявил себя наследником Босха, от прямых сравнений пытался
открещиваться. Лукавил, конечно... Сравните их картины: техника, безусловно,
разная, но символы вывернутого наизнанку человеческого нутра со всеми его
страстями и пороками - те же!
Когда, преодолев оторопь, начинаешь разглядывать легионы
чешуйчатых, панцирных, жаберных существ, роящихся, ползающих и летающих на
картинах Босха, вдруг ловишь себя на мысли, что это жутко интересно. Ведь перед
взором предстает аллегория запретного по библейским канонам, но вечно
сочащегося в нашу жизнь зла. Оно переливается в гадком многообразии: алчности,
пожирающей людей, блуда в образе раскоряченных женских тел, зависти, терзающей
сердце крабьими клешнями...
А вот другое сатирическое произведение Босха - «Воз сена».
Это аллегория мира, из которого всяк стремится вырвать хоть пучок удачи, давя
других. За возом гонится толпа, среди них Папа Римский и король, которые в итоге
угодили под колеса.
Может, это покажется циничным, но я, например, не понимаю,
почему художника тогда не сожгли на костре. В Нидерландах в ту пору
свирепствовала инквизиция, а ведь большей ереси и хулы на власти предержащие и
представить было невозможно. Но испанский король Филипп II, правивший
Голландией, повелел повесить «Смертные грехи» художника в своей личной
опочивальне. Видно, разглядел в картине какой-то тайный смысл...
Кем в действительности был Иероним Босх, нам узнать не
суждено. Одни считают его шизофреником с больным воображением, другие -
алхимиком, достигшим вершин мастерства в филосовских аллегориях.
Но что гадать? Вот вам отзыв о Босхе испанского писателя
Лопе де Вега: «Это великолепнейший и неподражаемый художник, а его работы -
основы морализирующей философии». Поверим классику!
Андрей БАРАНОВ