Знакомиться с ним по-настоящему я начал недавно, летом
2005-го. Но - издалека: на вилле Ольмо, в окрестностях итальянского города
Комо, что к северу от Милана. Там-то меня и накрыл буран из штриховых рисунков
раннего Пикассо. Листы ватмана, точно большие снежные хлопья, опускались
сверху, сугробами лежали чуть ли не под ногами. Вот тронешь их, чудилось, -
и... И они растают. А оживающие на глазах штриховые быки разбегутся по
вилле-музею.
Все это как-то не вписывалось в мои ранние представления об
эксцентричном художнике, который всю свою жизнь (он родился в 1881-м в Испании,
а умер в 1973-м во Франции), казалось, только и занимался тем, что рассекал
объемы на плоскости да кубы на грани, играя всем этим, словно в пазлы.
Выходит, чтобы понять Пикассо, за его творчеством надо
наблюдать не с конца или середины пути, а с начала. Тогда и образы в полотнах и
скульптурах не будут выглядеть «деформированными».
![]() |
Авиньонские девицы
|
Есть и еще один способ, как разгадать ребусы и головоломки
художника, которые (да простят меня искусствоведы) «обзывают» произведениями то
абстракционизма, то сюрреализма. Я понял это недавно, на его выставке в
Москве...
Почему голова на картине сразу перетекает в ноги? Где в этом
хаосе линий и пятен заявленный автором профиль? И почему вон то мозаичное
изображение непонятно чего называется портретом мужчины с гитарой? А?
Рядом - мама с мальчуганом лет шести. «Что это?» -
недоумевает мамаша. «Тетенька лежит, загорает. Mальчик тычет пальчиком в разные
части пикассовского полотна. - Вот рука, живот, ноги. Ну, очень жарко ей...»
«Поэтому и расчленили», - бормочет мама. Отчего ребенок видит, а мы нет? А может, он ловит ощущения?
«Все пытаются понять живопись. Почему они не пытаются понять
пение птиц?» - съехидничал как-то Пикассо. И добавил: «Живопись - занятие для
слепцов. Художник рисует не то, что видит, а что чувствует». И еще: «Каждый
ребенок - художник. Трудность в том, чтобы, выйдя из детского возраста,
остаться художником». И доверчивым зрителем? Тогда, может, и найдется профиль - да
не один - в хаосе линий и пятен. А сквозь мозаику проступит образ мужчины, и
именно с гитарой!
Вообще-то сам Мастер, который, может, как раз и хотел, чтобы
его полотна созерцали «с пеной у рта», оставил нам для этого гигантский выбор -
2800 работ! Не хотите играть в разбросанные на холсте кубики? Вот
«Девочка на шаре»!
![]() |
Девочка на шаре
|
Александр ГАМОВ