Умберто Боччони Автопортрет |
Лихорадка жизни, воспевание толпы, вихрь и бунт
нового ощущения - становятся делом Боччони. Его творчеством и
одновременно жизнью становятся интуитивное восприятие и отображение
футуристического видения на полотнах, предвидение будущего человечества. Это
художественное течение провозглашало идеи ненависти к прошлому и любовь к
будущему, воспевая красоту машин и ритмы новой урбанистической эпохи. Их
искусство - это симбиоз динамизма ХХ века и одновременно предчувствие грядущих
катаклизмов, которыми была охвачена Европа 1910-х годов ХХ века.
Его ранние произведения - в основном портреты и
пейзажи, и написаны они в манере позднего импрессионизма. Здесь точное
воспроизведение видимого мира, только материя как бы живописная, а мазки
яркой несмешанной краски образуют сложное, пронизанное светом единое целое.
Предметы его неподвижны по большей части, но их цветовая субстанция в
постоянном и непрерывном движении.Три женщины |
Одним из лучших его полотен является
"Завод в окрестностях Рима". Параллельно он работает и в стиле
"модерн", характерном для символистского стиля. Именно этим
стилем представлена картина "Паоло и Франческа" где в облаке
алого огня, над хлябями Ада несутся золотистые тела влюблённых. Лирический
порыв и динамизм, присущий всему искусству Боччони, переданы здесь большими
массами цвета, текучими линиями и пластичными формами, а не игрой цветовых
микрочастиц.
"Создание города" |
Типичной работой футуристического периода можно назвать
"Облаву", но программным полотном стало "Создание города",
где реальные ломовые лошади превращаются в сказочных мифологических существ,
уподобляются вихрю, рассыпающемуся огненными искрами. Помимо движущегося
объекта художник изображает как бы само движение, или поток энергии. Он даже
изобрёл специальные термины: сило-формы и сило-линии, в которых
созидательное начало неразрывно связано с разрушительным.
"Состояние души" |
Одной из самых ярких и глубоких работ Боччони является
"Состояние души". Это серия полотен, где выписано психическое
состояние не только самого художника, но и мира вокруг него. Нервные линии,
беспорядочные наслоения кристаллов создают фон хаотичного подсознания, из
которого вырождаются образы, вызывающие у зрителя ассоциации с машинами,
животными, людьми. Затуманенные лица и неясные фигуры возникают неожиданно, как
бы из закоулков своеобразного мира Боччони.
Дальнейшие его творческие поиски оборвала преждевременная гибель. По собственной инициативе он записался в ряды регулярных войск и погиб, случайно упав с лошади во время военных учений. Таким образом группа итальянских футуристов распалась, лишившись своего лидера.
Дальнейшие его творческие поиски оборвала преждевременная гибель. По собственной инициативе он записался в ряды регулярных войск и погиб, случайно упав с лошади во время военных учений. Таким образом группа итальянских футуристов распалась, лишившись своего лидера.
"Смех" |
Его работа "Смех" - это отказ от привычных представлений о живописи. Это дерзость и бунт, это вызов и эпатаж. Смело выписаны "лучи" на полотне, и создают они ощущение света уличного фонаря или рампы, здесь всё смешалось: и ресторанные столики, и вазы с фруктами, и дымящиеся папиросы. Он опрокидывает реальные масштабы, отказывается от законов перспективы, создаёт видимость полного хаоса. Ресторанная певичка написана едкими красками, будто дешёвый актёрский грим рассматривается пристально при освещении яркой электролампы; её хищная, нелепая улыбка с непомерно красной помадой, пальцы лилового цвета - всё это типично для футуризма, получившего название "кричащей живописи".
Ольга Смирнова.