Путь художника

Умберто Боччони - это "Состояние души"

Умберто Боччони
Автопортрет
Умберто Боччони - один из талантливейших теоретиков, центральная фигура футуризма итальянского изобразительного искусства. Крайний субъективизм произведений Умберто Боччони воплощает в себе ощущение динамизма индустриальной эпохи. Это мощный  вихрь форм и плоскостей.
       Лихорадка жизни, воспевание толпы, вихрь и бунт нового ощущения  - становятся делом Боччони. Его творчеством и одновременно жизнью становятся интуитивное восприятие и отображение футуристического видения на полотнах, предвидение будущего человечества. Это художественное течение провозглашало идеи ненависти к прошлому и любовь к будущему, воспевая красоту машин и ритмы новой урбанистической эпохи. Их искусство - это симбиоз динамизма ХХ века и одновременно предчувствие грядущих  катаклизмов, которыми была охвачена Европа 1910-х годов ХХ века.
     Его ранние произведения - в основном портреты и пейзажи, и написаны они в манере позднего импрессионизма. Здесь точное воспроизведение видимого мира, только материя как бы живописная, а мазки  яркой несмешанной краски образуют сложное, пронизанное светом единое целое. Предметы его неподвижны по большей части, но их цветовая субстанция в постоянном и непрерывном движении.

Три женщины
       Одним из лучших его полотен является "Завод в окрестностях Рима". Параллельно он работает и в стиле "модерн", характерном для  символистского стиля. Именно этим стилем  представлена картина "Паоло и Франческа" где в облаке алого огня, над хлябями Ада несутся золотистые тела влюблённых. Лирический порыв и динамизм, присущий всему искусству Боччони, переданы здесь большими массами цвета, текучими линиями и пластичными формами, а не игрой цветовых микрочастиц.

"Создание города"
    Типичной работой футуристического периода можно назвать "Облаву", но программным полотном стало "Создание города", где реальные ломовые лошади превращаются в сказочных мифологических существ, уподобляются вихрю, рассыпающемуся огненными искрами. Помимо движущегося объекта художник изображает как бы само движение, или поток энергии. Он даже изобрёл специальные термины: сило-формы и сило-линии, в которых  созидательное начало неразрывно связано с разрушительным.

"Состояние души"
    Одной из самых ярких и глубоких работ Боччони является "Состояние души". Это серия полотен, где выписано психическое состояние не только самого художника, но и мира вокруг него. Нервные линии, беспорядочные наслоения кристаллов создают фон хаотичного подсознания, из которого вырождаются образы, вызывающие у зрителя ассоциации с машинами, животными, людьми. Затуманенные лица и неясные фигуры возникают неожиданно, как бы из закоулков своеобразного мира Боччони.
       Дальнейшие его творческие поиски оборвала преждевременная гибель. По собственной инициативе он записался в ряды регулярных войск и погиб, случайно упав с лошади во время военных учений. Таким образом группа итальянских футуристов распалась, лишившись своего лидера.
"Смех"

      Его работа "Смех" -  это отказ от привычных представлений о живописи. Это дерзость и бунт, это вызов и эпатаж. Смело выписаны "лучи" на полотне, и создают они ощущение света уличного фонаря или рампы, здесь всё смешалось: и ресторанные столики, и вазы с фруктами, и дымящиеся папиросы. Он опрокидывает реальные масштабы, отказывается от законов перспективы, создаёт видимость полного хаоса. Ресторанная певичка написана едкими красками, будто дешёвый актёрский грим рассматривается пристально при освещении яркой электролампы; её хищная, нелепая улыбка с непомерно красной помадой, пальцы лилового цвета - всё это типично для футуризма, получившего название "кричащей живописи".
Ольга Смирнова.