Библейские сюжеты всегда привлекали художников. Наиболее известны иллюстрации Гюстава Доре, которыми до сих пор украшаются многочисленные издания Библии. И мы, воспитанные на картинах западных мастеров, с трудом воспринимаем другое художественное исполнение библейских сюжетов. Но совсем недавно открыла для себя целый пласт иной культурной традиции, которая пытается осмыслить христианство в иных художественных образах. Это художники Восточно-Азиатского региона: Японии, Китая, Индонезии, Тайланда, Гонконга…
Они объединились в Азиатскую Ассоциацию христианского искусства, организуя выставки художников, поражающих свежестью, уникальностью и новизной прочтения Библейских сюжетов. Знакомство с этим направлением христианского искусства не только дает пищу глазу, но и показывает иное прочтение Евангелия.
Начну с китайского художника Хэ Ци (He Qi). Как художник он начал свой пусть во времена Китайской культурной революции. Тогда его, как и многих молодых людей, отправили в деревню для работы в полях. Но, чтобы освободиться от монотонной и тяжелой работы на улице, он начал писать портреты Мао Цзэдуна.
Однажды ему на глаза попалась репродукция картины Рафаэля «Мадонна». Картина не обратила его в христианство, но поразила воображение. Глаза Девы Марии долго не давали ему покоя, пока он не стал делать копии с картины. Так началось его знакомство с эпохой Возрождения и открылся путь в христианство.
Хэ Ци принимает христианство и уезжает за границу учиться. Там он знакомится с западным искусством и пытается найти свой стиль. В Германии он пишет докторскую диссертацию и по ее завершении становится преподавателем духовной семинарии города Нанкин (недалеко от Шанхая) и профессором философского факультета университета города.
Писать картины на библейско-евангельские темы художник начал в 1883 году и вот уже более тридцати лет занимается этим. Его искусство – это синтез традиционных китайских способов изображения: элементов народных обычаев, прикладного китайского искусства -резки бумаги, ткачества, народных костюмов - и западного искусства средневековья и современности.
Хэ Ци создал свой неповторимый художественный стиль живописи «цвет-на-бумаге» (artistic style of color-on-paper painting), напоминающий и витражную технику средневековья, и искусство художников-примитивистов (Анри Руссо), и кубистов (Пабло Пикассо), и экспрессионистов (Жоржа Руо), и постимпрессионистов Ван Гога и Поля Гогена одновременно. Как он сумел все это совместить – уму непостижимо!
В его картинах присутствуют традиционная китайская живопись, буддизм, национальный фольклор и разные стили западных мастеров живописи. Художник является и евангелистом-теологом одновременно.
Так, например, художник часто использует традиционный для китайской живописи черный цвет, обрамляющий картины-витражи, но в сочетании с яркими цветами и волнистыми линиями внутри сюжета создается неожиданный эффект яркого Света во тьме, Солнца и Радуги на черном фоне.
Этот взгляд на христианство кажется странным, потому что показывает нам явление Иисуса в мир как проявление Божьей любви к Своему творению, отрицающий тот путь христианизации запада, который был связан с войнами и кровью. Светоносный образ Иисуса Христа художник-философ подчеркивает буйством красок и богатством композиций. Это мир после бури, которую укротил Спаситель.
Художник говорит, что Иисус Христос - посланник мира, радости и Света, проникающего и озаряющего все концы. Это подчеркивается частым использованием символа мира - голубя с оливковой ветвью, которая, как в картине «Усмирение моря Иисусом», становится короной над головой Господа. «Мы должны услышать мирный голос с ангелом на небесах», - таков призыв художника.
Своим художественным языком Хэ Ци пытается изменить "иностранный образ" христианства в Китае, понимая всю сложность восприятия и распространения христианского учения в стране с совсем иными религиозными традициями.
"В Китае есть два способа стать христианином: один - через влияние семьи и происхождение; другой - собственный выбор и путь по нему «шаг за шагом». Я выбрал второй способ", - говорит художник.
В своем послании миру Хэ Ци универсален, его язык понятен в любой точке мира, будь то запад или восток. И хотя художник уже давно является гражданином мира, он любит Китай и не собирается никуда уезжать: «Я люблю свою родину, потому что моя жизнь, моя радость, мои страдания тесно связаны с ней".
Он только хочет, чтобы люди в его стране были более терпимы и милостивы друг к другу, несли больше света и добра, были более счастливы. Его искусство и китайское, и христианское одновременно. «Произведение не имеет национальной границы, но художник всегда имеет свое гражданство", - говорит Хэ Ци.
Сегодня в Китае образ Христа прямо ассоциируется с работами Хэ Ци и выставки работ художника, проходящие в крупных городах Америки, Европы, странах Тихоокеанского региона - своеобразная миссия и способ распространения христианства культурными средствами.
Художник хочет сломать границы непонимания между людьми и между разными мирами, между востоком и западом, сделать их прозрачными. В этом стремлении он является посланником, пилигримом и странником, соединяющим разные миры и неся добрую весть.
Хэ Ци получил премию XX-го века от Международного биографического центра Кембриджа за достижения в области религиозной теории искусства и христианские художественные творения. Его работы украшают обложки многочисленных журналов, книг и календарей.
|
Бегство в Египет |
|
Благовещение |
|
Изгнание из рая |
|
Моисей |
|
Да будет тишина |
|
Ангелы |
|
Одежда Иосифа |
|
Утро Воскресения |
|
Горящий куст |
|
Сошествие Святого Духа |
|
Благовещение |
|
Ноев ковчег |
|
Крещение Иисуса Христа |
|
Песни песней |
|
Воскресение |
|
Моисей |
|
Воскресший Христос |
|
Тайная вечеря |
|
Воскресение |
|
Въезд в Иерусалим |
Тина Гай Источник - http://sotvori-sebia-sam.ru/